Андреева Наталья Николаевна Психолог, Психоаналитического направления

Что же делает психоаналитик?

Мой блог / Просмотр публикации

Что же делает психоаналитик?



Для ясности приведу такую аналогию. Уподоблю жизнь человека движению по некой дороге – поездке по улицам большого города. День за днем объезжает он определенный набор пунктов назначения: работа, магазин, дом, работа, магазин, дом. Ну реже боулинг там, ресторан, кинотеатр. День за днем. День за днем. Работа, магазин, дом. Трасса выучена "на автомате", с закрытыми глазами, левым мизинцем. Ездок отменный, машина - зверь. Истинное наслаждение. Время идет, город растет. Появляются новые магазины, открываются новые рестораны, строятся новые дороги. А человек по прежнему – дом, работа, магазин. И все по любимой дороге – правда, уже по старой, получается, что в круговую. И вроде ездок отменный, и машина вроде зверь, и трасса левым мизинцем, а, блин, что-то уже не то. А тут еще беда – магазин старый закрыли. А руки-то помнят один путь, и что за пределами любимой трассы все эти годы творилось – не в курсе. И становится король дорог тихим тормозом в крайнем ряду, тыкается в каждый тупик. В родном городе как не родной.

Как бы отнесся этот человек к тому, что в свое время некто ненавязчиво спросил у него: "Слышь, а почему ты сворачиваешь там, где можно ехать прямо? А ты видел – вон там новый знак поставили? А чего ты все время в этот старый магазин едешь, чем он лучше нового супермаркета?" Ну, по началу, конечно, король дорог просто послал бы подальше таких вопрошающих, дабы не мешали наслаждаться скоростью и крутостью. Правда, когда наслаждаться стало бы уже неинтересно, а может просто уже и нечем – глядишь, и пропустил раз-другой привычный поворот, поглазел раз-другой по сторонам, и как-то вроде ничего не потерял, а ехать приятнее стало. В общем, спасибо тебе, мил человек, а то бы так я и долбался как китайский болванчик об арабскую турку.

Чему уподоблю в таком случае процесс психоанализа – своевременной ревизии своей любимой трассы. Процесс весьма занимательный, потому как узнаешь много нового. Полезный, потому как по ходу начинаешь быть действительно хозяином положения – начинаешь прокладывать новые маршруты, сворачивать где хочешь, не боясь заблудиться или застрять в пробке, а можешь вообще позволить себе остановиться и отдохнуть, и при этом все равно успеешь к сроку. Эффективный, потому, что собственно скорость можно и не сильно сбавлять и фейсом об тупик не чмокаться. Только вот, единственная фигня – "ревизия" эта порой злит и чертовски раздражает. Ну, тут, ничего не попишешь: психоанализ – не солярий, не получится улечься и через 15 минут выдти мулатом в шоколаде. Быстро и дешево можно только… сами знаете где и что.

Так что психоанализ для тех, кто ценит здоровую езду. Психоанализ для тех, кто понимает, что счастливо жить – лучше, чем жить из последних сил. Ну к этому еще вернемся…

Короче, психоанализ – штука редкая, профессия психоаналитика – штучная, пачками их наштамповать нереально. То, что делает психоаналитик не похоже ни на что. Учатся этому долго и дорого, а главное ни один психоаналитик не допускается к работе, если сам он не прошел несколько сотен часов личного анализа у дипломированного специалиста. Так что, кто бы что не говорил, не может психоаналитик не знать как это делается, ибо сам лично на своей шкуре претерпел эту процедуру, и даже только поэтому он будет в корне отличаться от "конвейерного" психолога, который по окончании вуза кроме своих конспектов и говорящей из-за кафедры головы преподавателя ничего не видел.

В психоанализе есть основное правило: говорить все, что приходит в голову. Слову как представителю жизненной энергии разрешено изливаться свободным потоком. Но как водный поток встречает на своем пути запруды, так и речь встречает на своем пути различные преграды, барьеры. Например, «стыдно говорить», «страшно вспоминать», «необязательно упоминать» и другие. Многие такие чрезмерные преграды связаны с нашими комплексами. И через анализ таких преград мы разберемся в наших комплексах. И тогда они теряют свою сдерживающую силу. Вот и получается, что психоанализ это разбор завалов на пути жизненной энергии.

Психоанализ как изменение прошлого.

Человек думает, что он взрослый, как будто он воспринимает, думает, понимает и поступает как взрослый. Однако мы неосознанно используем свой ранний детский опыт в своей взрослой жизни. Закрепленные для детского ума способы жизни все еще действуют во взрослом организме. То есть ребенок указывает, как жить взрослому организму. И получается что «мы родом из детства» и «ребенок это родитель взрослого». Психоанализ это взросление через вспоминание детского прошлого и переживания его по взрослому. Через сознательный выбор, использование и закрепление наиболее зрелых способов жизни. И поэтому психоанализ как машина времени с помощью, которой можно изменить прошлое и поэтому настоящее.

Как помогает психоанализ?

Когда пациент удостоверяется в том, что в кабинете психоаналитика он может, в самом деле, говорить все, что приходит в голову - он, как бы, возвращается в детское состояние, в те времена, когда он еще мог быть искренним, в том числе и искренним перед собой (когда еще не было запретов и угрозы повторения травм).

Психика младенца еще не имеет сознания - она целиком бессознательна (как у животного). Сознание ребенка формируется постепенно в его развитии, создавая островок сознания в море бессознательного.

Сознание порождает разум и осознанные страдания. Но не дает понимания причин этих страданий, потому что они стали бессознательны или никогда не осознавались.

На кушетке психоаналитика (или в кресле), приняв безопасность кабинета аналитика и безвредность самого аналитика, где не угрожает повторение травм, пациент частично возвращается в то детское состояние, сохраняя одновременно свое сознание и свой взрослый опыт. Он говорит не контролируя себя, одновременно осознавая что говорит. Эта двойственность, дающая уникальную возможность возвращения в детство и анализ бессознательного в бодрствующем (осознанном) состоянии - основное открытие психоанализа, единственная возможность анализа бессознательного и изживания (избавления) детских травматических переживаний.

А что делает психоаналитик?

Он слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит. Только слушая, можно понять что и о чем тебе говорят.

Психоанализ - это научно-философская концепция описания психической жизни человека, законов психического развития и причинно-следственных связей.

Психоанализ - это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают гипотезы, основанные на психоаналитическом видении ситуации пациента в связи с его детством.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?

Психоаналитик делится этими гипотезами с пациентом (интерпретирует) - когда они ему кажутся достаточно зрелыми, чтобы их можно было предложить на рассмотрение пациенту.

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего эти гипотезы уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная - чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения (это и есть основная задача психоанализа).

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать что происходит и почему это происходит, пациенту становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить на вопрос: Что делать?

Лечение правдой

Психоаналитический метод - это метод откровений, не только со стороны психоаналитика, но и со стороны пациента. Психоанализ - это метод открытий в себе (инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.

Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения - потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика.

Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.

Так пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (после окончания психоанализа уже без помощи психоаналитика), и самостоятельно отвечать на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
И Что делать?